Counter-Strike - это модификация для Half-Life, которая
перевернула наше понимание о командных играх, да и вообще об играх по сети.
Counter-Strike - динамичная игра, стала культовой. В неё
играют, как в легендарный Quake, на большие деньги. Чемпионаты проводятся
довольно регулярно и призовые фонды растут. Команды-победители становятся
известными людьми и не только на своей родине.
Суть игры:
Игроки делятся на две команды: [T] - Terrorists (команда террористов) и
[CT] - Counter-Terrorists(команда
контр-террористов);
Игра имеет несколько видов gameplay:
1) Освобождение заложников,
2) Минирование объекта,
3) Спасение VIP персоны,
4) Побег из тюрьмы.
За уничтожение противника и за выполнение боевой задачи
команда и отдельные участники получают денежные призы, на которые они могу
покупать оружие, боеприпасы и амуницию; время игры ограничено.
В разных типах gameplay атакуют и обороняются команды
по-разному.
Освобождение
заложников (RESCUE) (карты типа cs_).
Атакуют [CT]. По легенде, в определенном месте
("база") на карте команда террористов удерживает группу заложников.
Заложники не могут самостоятельно перемещаться, поэтому они просто стоят на
месте и ждут указаний контр-террористов. Задача контр-террористов: либо
уничтожить всех террористов, либо спасти не менее 67% заложников. Спасенным
считается заложник, который пересекает границу "базы"
контр-террористов. Бонусы начисляются за каждого спасенного заложника, а также
за каждого убитого противника. За убийство своих и заложников деньги
списываются с того, кто совершил убийство. Каждый член победившей команды
получает большой бонус. Этот тип игры наиболее интересен для тех, кто любит
играть именно командой. Здесь много простора для планирования и развития
стратегии. Побеждает не самый меткий, но самый умный.
Минирование объекта (DEFUSE) (карты типа de_).
Вообще, defuse означает "разминирование", что
говорит о том, что одна команда (террористы) должны прорваться к некому объекту
и заминировать его, а другая (контр-террористы) должны разминировать объект или
просто не допустить к нему террориста с бомбой. Бомба с часовым механизмом -
одна на всех террористов, поэтому задача их не из легких: надо пробраться или
прорваться с боем к "объекту", заминировать его (а на это уходит не
менее 5 секунд!) и вовремя смыться, чтобы не быть убитым собственной бомбой.
Задача контр-террористов не менее сложна: они должны предугадать, какой из
объектов будут взрывать террористы, и организовать надежную защиту. Или
перебить террористов на подходах. На этой карте и один в поле - воин. Бывает,
что последний оставшийся в живых террорист взрывает-таки объект. Бонусы
присуждаются команде террористов, если ей удалось взорвать объект или перебить
всех контр-террористов; или контр-террористам за разминирование объекта или
уничтожение противника.
Спасение
VIP персоны
(ASSASINATION) (карты типа as_).
Assasination - убийство. Задача контр-террористов - вывести
в "точку безопасности" VIP персону, которая почти безоружна (имеется
только пистолет и нож). Интересно, что VIP - это один из [CT], т.е. получается,
что террористов на одного больше. Террористы располагаются вокруг "точки
безопасности" или поджидают VIP и его охрану по пути. Их задача -
ликвидация именно VIP персоны, за это они получат победу. Контр-террористы,
наоборот - за спасение VIP.
Побег из тюрьмы (ESCAPE) (карты типа es_).
В этом типе игры, группа террористов совершает побег из
тюрьмы. Задача: пробраться к "точке безопасности" и спастись от
группы спецназа, которая должна не допустить этого. Изначально, террористы
безоружны. Они находят оружие вокруг своего убежища. Контр-террористы -
наоборот, вооружены очень хорошо, но имеют ограничения по применяемому оружию.
Гранаты в CS или вечные проблемы
В этом небольшом мануале я постараюсь дать почти весь мой
опыт работы (борьбы) с гранатами. Ну, во-первых, я хотел бы сказать что наш
человек очень плохо, почти не умеет пользоваться гранатами в Counter-Strike,
что очень и очень печально. Чтобы стать Папой в CS, нужно не только уметь
правильно стрелять из всех видов оружия и иметь быструю реакцию, но иметь
слаженные командные действия, создавать и развивать тактику команды на досуге.
Часто просто умиляешься, зайдя на карту cs_assault (пусть
будет cs_assault2k) за Контров и забежав на крышу ангара, увидев такую картину:
трое ламаков из одной команды дергаются перед входом в трубу и боятся злого
Террора, сидящего там. Дальше события развиваются приблизительно так: один из
них, вспомнив, что он купил очень много всего за накопленные 16.000 зеленых
тугриков, нажимает кнопочку 4 и выбирает самую привлекательную, по его мнению,
гранату (пусть это будет Флэшка) и пытается закинуть её в трубу. У него бы это
получилось, если бы не мелькнувшая перед ним спина товарища - граната попадает
в его спину, отскакивает и летит обратно. Соклановцы, не ожидавшие этого ведут
себя по-разному, но обычно один из них, испугавшись нападения злого Террора,
начинает лупить из своей Газонокосилки (Fn M249 Para) вслепую, и ещё хорошо, если
не включен FrendlyFire, однако если включен...у него хорошо, от чистого сердца,
получается ранить своих товарищей, у которых остается меньше 30% жизней. Другой
член клана, выложивший все свои кровные на Aug, боясь его потерять, неистово
прыгает. Это, извините, прыганье чаще всего заканчивается падением на землю с
летальным исходом. Последний же, самый умный и старый ("папа" среди
"сынков", также кошмарно испугавшись, присядет и не будет дёргаться,
что вообщем-то правильно.
В Counter-Strike 1.6 (последняя версия на момент написания
статьи) наличествуют 3 вида гранат:
1. Простая - High Explosion, черная с красной маркировкой;
2. Ослепляющая (Флэшка) - вся черная;
3. Дымовая - с зеленой маркировкой.
Граната - друг человека, это поддержка как при атакующих,
так и при оборонительных действиях. Разные гранаты имеют разные свойства, но у
всех есть общие недостатки и достоинства. Так, выдернув чеку, вы можете бегать
сколь угодно долго, однако не забывайте, что в тот момент, когда вы выдернули
чеку и приготовились бросать гранату, вы особенно уязвимы. Также скажу, что
если вы хотите бросить гранату дальше - делайте это в прыжке, а если поближе -
рассчитывайте рикошет. Да, кстати, чуть не забыл, гранаты могут покупать как
Террористы, так и Контры.
HE Grenade
Стандартная, на первый взгляд, граната, однако имеет кучу
хитростей:
1. Если выдернуть кольцо, то она не взорвется. Это
произойдет лишь после порядка 3-х секунд после того, как вы её кинете;
2. Летит на строго определенное расстояние. Сильнее кинуть
не получается (игрок слабоват) - нужно прыгать;
3. Если вы оказались в непосредственной близости от гранаты,
т. е. в зоне малого эпицентра взрыва, ожидайте 73-94% повреждения без
использования бронежилета. С броником вас ранит на 30-50%;
4. Граната имеет 3-х секундную задержку;
5. Можно купить только одну HE гранату стоимостью $300;
6. Граната имеет большой радиус взрыва, поэтому не стоит
бросать её, если вы находитесь рядом с противником;
7. Граната имеет радиус взрыва, который проходит через любой
материал (металл, дерево, стекло, которое выбивается как взрывной волной, так и
просто, при использовании гранаты как булыжник);
8. Кстати, про булыжник. Если у врага осталось 5-15% жизни
можно пустить гранату в голову и так образом его убить;
9. Нельзя не упомянуть о специальных местах, при попадании в
которые граната "зависает" (и дело спасает только Ctrl-Alt-Reset и выпадает из потустороннего мира через
некоторое время. Очень удобно, скажу я вам: Бежит Террор на de_dust, ты
бросаешь гранату в такое место (обычно в угол между ящиком и потолком), а через
некоторое время она падает на голову прорывающегося поставить бомбу Террора;
10. Также советую вам сразу не бежать на базу врага и
бросать гранату (как обычно делают Контры на de_dust), конечно, если вы не договорились
с друзьями, а подождать - она вам еще пригодится (обещаю, или же, хотя это и
нечестно, бросать последним - можно заработать фраг (и) и деньги :);
11. Если в вас кинули гранату, то лучше не отступать, а идти
на встречу, а ещё лучше - выработать рефлекс. Увидев летящую гранату,
отвернуться и сделать резкий 40-стрейф-джамп (смотрим под углом 40 градусов,
держим стрейф и прыгаем, а при приземлении - противоположный стрейф и еще один
прыжок (кошмарно звучит, но работает) в сторону. Тогда, скорее всего, гранаты
будут отбирать у вас не более 5-10% жизни. Однако остаются трубы, но это не
проблема при наличии ламаков (будем вежливыми - пропустим их вперед );
12. Лучше бросать гранату при приближении противника - иметь
дело с ним будет проще при соотношении жизней 100% на 50% :);
13. Можно "догнать" убегающего противника гранатой
или использовать при отступлении, однако при этом следует учитывать скорость
передвижения противника (иногда приходиться бросать прямо себе под ноги);
14. Неплохо бросать гранаты за углы для профилактики, но
если база недалеко и можно пополнить запас гранат;
15. Рекомендуемый набор для Контров в начале игры - граната
и бронежилет без шлема;
16. Кидающие гранату подсвечиваются на радаре в левом
верхнем углу экрана, над ними появляется восклицательный знак и сообщение,
указывающее, кто кидает гранату. По этим признакам можно определить, где
происходит бой.
Flashbang
Следующая граната - ослепляющая, или, выражаясь научным
языком, concussion grenade (flash bang):
1. Стоит $200;
2. Максимальный запас - 2 гранаты;
3. Вот здесь то и проявляется вечная проблема. Ослепляющая
граната - величайший враг снайперов и кемперов (действительно их надо
различать), а единственный выход для них - иметь быструю реакцию и уметь быстро
разворачиваться (sensitivity 50);
4. Имеет смысл покупать две гранаты, которые следует бросать
одну за другой - если от первой врагу удастся отвернутся, то от второй - скажем
так, проблематично. Вот и надо в этот момент вбегать и отстреливать слепых;
5. Обыкновенно игрок слепнет на период до 6 секунд, в
зависимости от непосредственной близости от гранаты;
6. Вообще-то ослепление - графический эффект и до версии,
по-моему 1.1, не было ничерта не видно, а начиная с версии 1.1 ты можешь
наблюдать, убили тебя или нет (наверное Sierra прислушалась к мольбам игроков)
по появлению иконок в правом верхнем углу;
7. Радиус ослепления ограничивается только стенами, то есть,
если бросили гранату в другом конце уровня, то вы ослепнете, но обычно
ослепление не будет длиться больше 1 секунды;
8. Если же вы действуете в команде, то ваши действия должны
быть скоординированы - вы должны знать, кто, где и когда должен бросать
ослепляющую гранату - в командных действиях ослепляющая граната имеет большие
преимущества;
Если вы сами ослепли, то есть несколько советов:
1. Если вы сидели в нычке - не дергайтесь, может не увидят;
2. Если вас ослепили в тот момент, когда вы держали под
прицелом местность, то лучше, присев, отступить, вспоминая карту. Причем
пользоваться желательно только вперед-назад-стрейф-вправо-стрейф-влево, т. к.
при попытке дергать мышью вы можете окончательно запутаться, а это худшее, что
может с вами случиться;
3. Если же вы держали под прицелом проход и у вас нет
возможности отступить, то лучше всего или присесть и стрелять вразброс, или,
прыгая и стрейфясь влево и вправо, стрелять до тех пор, пока не прозреете
Smoke Grenade
Последняя граната, которая имеется в наличии арсенала CS -
smoke grenade (курящая граната :)). Она создает дымовую завесу и имеет кучу
достоинств и недостатков:
1. Ее стоимость $300 (так же, как и простая);
2. В карманы можно запихать лишь одну гранату;
3. Многие её называют ненужной, однако она может помочь,
если противника сложно ослепить (далеко находится);
4. Если надо "задымить" проход, то нужно
договориться с товарищами и идти кидать дымовухи все вместе - иначе будет очень
сложно;
5. Дымовые гранаты полезны в трубах - например, на карте
cs_assault, играя за Контров, покупаем дымовую гранату и кидаем в трубу. Бежим
на свою базу, покупаем ещё одну дымовую гранату, быстро бежим опять на крышу к
трубе, бросаем в трубу и ползем к security, где находятся заложники. Все очень просто
- вначале Террор, стерегущий трубу, стреляет вслепую, потом ему это надоедает,
он лезет в трубу. Дальше либо разочаровывается и ползет обратно, либо остается
сторожить. Мы же незаметно бросаем другую гранату в продолжение первой и лезем
в трубу;
6. Если же трубу стерегут в комнатке рядом с security, то
делаем отвлекающий маневр - бросаем дымовуху в трубу на "главный"
выход (на балкон, где из трубы спускается лестница);
7. Эти гранаты неплохо бросать в линию, делая сплошную
дымовую завесу. Самому в это время можно покемперить, встав сбоку
образовавшейся преграды (знайте, кемперить - это плохо, а снайперить - не
очень);
8. Кстати, очень интересный эффект под водой - бросил пяток
гранат, и можешь поваляться в джакузи ;
9. Дымовая граната не первая необходимость, однако иногда
бывает очень полезна.
Пробиваемость стен:
сs_assault
На этой карте, если играть за Контров да ещё и против
команды с хорошим тимплеем, очень важно уметь стрелять через стены, то есть
знать когда, где и как стрелять. Для начала посмотрите в мониторы в машине,
узнайте, как противник держит свой респаун, а потом из стенопробивающих стволов
(автоматические винтовки или пулемет) надо начать их расстреливать прямо с
места закупки оружия! Кончились патроны? Здесь можно сразу же закупиться по
новой! Так куда же собственно стрелять. Вероятно, ваш враг будет караулить:
1. За красным ящиком - задний проход;
2. На балкончике (над красным ящиком) - оба входа;
3. На площадке (с другой стороны) около выхода из вентиляции
- главный вход;
4. Один человек - выход из вентиляции около заложников.
cs_mansion
Тут, на самом деле, простреливаются все стены, но хочу
отметить несколько оригинальных идей. Если вы играете за Контров, то враг будет
караулить второй этаж (90%). Обычно сидят в углу, в темноте, или в сартире.
P.S.: Про все карты рассказывать уйдет очень много времени.
Да и смысла от этого нету. Изучайте остальные карты сами... Заходите в
спектатор и летайте сквозь стены. Смотрите кого и как можно убить.
Спасение от ножа
Все просто. Обычная ошибка того, на кого совершено нападение
с ножом - он пытается развернуться (ведь обычно нападают со спины - в лоб с
ножом лезут только от безысходности, когда кончились патроны, а на перезарядку
нет времени) и снять атакующего при помощи оружия. Но это в корне неправильная
тактика - разворачиваясь, жертва дает нападающему время, чтобы нанести
смертельный удар. Нужно действовать по-другому. Если нападение совершено не в
замкнутом пространстве, где свобода движения почти или совсем не ограничена,
следует не разворачиваться, а попытаться уйти от ножа в сторону,
противоположную атакующему (да, наносимые ножом удары тормозят передвижение, но
не лишают жертву возможности двигаться полностью, конечно, до поры до времени)
и получив хотя бы секунду передышки, пока нападающий придет в себя, уже можно
развернуться и от всей души напичкать его свинцом.
Фактически, суть ухода от ножа состоит в том, чтобы уйти с
траектории удара, чем нападающий сбивается с толку, что и дает жертве
необходимое время, чтобы ответить на атаку.
Выше были даны рекомендации по уходу от ножа в незамкнутом
пространстве. Но что делать, если атакуют в трубе, где не особо подвигаешься,
или со спины в то время, когда жертва стоит лицом к преграде?
Как уже говорилось, подвергнувшись нападению, необходимо
уйти с траектории удара. Для этого, если свобода движения ограничена, можно
сделать так: едва нанесены первые удары (лучше же сразу после первого), нужно
резко присесть и стрейфануться в сторону - таким образом, жертва уходит из поля
зрения нападающего и пока он сориентируется, можно уже принять ответные меры.
Это то, что касается от ухода от ножа в искусственно замкнутом пространстве,
когда жертва загорожена с одной стороны преградой, а с другой - нападающим.
А что же делать в трубе? Ничего особенного - в трубе
выживает тот, кто быстрее - там от ножа не убежишь и вся надежда на скорость
разворота, число патронов в рожке, меткость и количество процентов жизни.
Тактика командных действий
Counter-Strike. На нём уже помешались многие, а многим это
ещё предстоит. Почему спрашивается он привлёк внимание публики? Ведь, в нём нет
ни сногсшибательной графики, ни превосходного, сотрясающего всё сознание,
звука. По современным визуальным меркам Half-Life уже далеко не лидер. Так
почему же люди играют в CounterStrike? Вероятней всего потому, что он внёс в
мультиплэер очень много нового, а то, что было позаимствовано из других модов и
игр, было додумано и доведено до совершенства. При всех своих фичах и
новшествах КС оказался чрезвычайно динамичен и, более того, в нём для
безоговорочной победы уже недостаточно просто личного скилла игрока. Тактика
решает почти всё. И если игроки по скиллу игры подбираются почти равные, то
побеждает та команда, действия которой отработаны, команда в которой все игроки
действуют слажено. В CS есть очень большой упор на командную игру. Всё это, а
также кое-что ещё повлияло на выбор многих.
В Интернете достаточно много обзоров этого мода и
тактических советов, не повторяя общепрописные истины хочется кое-что заметить.
Прежде всего, судя по-моему личному боевому опыту (играю я правда не с самого
начала, а всего лишь со второй беты), действовать надо как минимум парами.
|